Технические средства реабилитации для детей с ДЦП » Статьи » Ходунки - вред или польза?

 

Ходунки - вред или польза?

Ходунки для детей с ДЦПДаже в мире здоровых семей ходунки вызывают самые жаркие споры. Действительно, получается так, что еще не умеющий ходить малыш получает возможность к быстрому, легкому и безопасному передвижению в любую точку квартиры и устрашающая раньше середина комнаты не вызывает более опасений. В ходунках нельзя упасть или удариться; можно развить приличную скорость, бегая за мамой по квартире.

Настроенные категорически против, мамочки и ортопеды, выказывают следующие опасения:
- неправильная постановка стопы, заваливание стопы, развитие плоскостопия и вальгуса, хождение на пальчиках.
- чрезмерная нагрузка на тазобедренный сустав, неправильно распределенная нагрузка.
- чрезмерная нагрузка на позвоночник 
- психологически ребенок не стремится сам стоять и ходить.
- ребенок не умеет падать, не чувствует опасности что может удариться или упасть.
- ребенок чаще всего пропускает очень важную стадию физического развития -
ползание
- от хождения в ходунках осанка может сформироваться неправильно
- малыши, активно использующие ходунки, позже начинают ходить, т.к. у них нет стимула к самостоятельному передвижению
- поскольку в ходунках малыш находится в относительной безопасности (от столкновения с различными предметами и мебелью его защищает прочный «бампер»), у него отсутствует инстинкт самосохранения, и в дальнейшем, без ходунков, он может слишком смело осваивать окружающий мир, ударяясь о препятствия и падая. При этом, «благодаря» ходункам, он не умеет группироваться и падать правильно
- ходунки ограничивают свободу. Кроха не может садиться, ложиться, ползать

Мамочки, не возражающие против использования ходунков, полагают, что:
- ходунки - это возможность хотя бы ненадолго освободить руки, заняться домашними делами или хотя бы пару минут отдохнуть
- многие малыши приходят от ходунков в полный восторг - ведь они получают отличную возможность исследовать те закоулки Большого Мира (а попросту говоря вашей квартиры), которые раньше были им недоступны
- как мы уже упоминали выше, в ходунках малыш находится в относительной безопасности - он практически лишен возможности упасть и удариться
- использование ходунков стимулирует развитие детского интеллекта - ведь, находясь в вертикальном положении, малыш получает более разнообразную визуальную информацию
- крохи, активно использующие ходунки, раньше начинают ходить, поскольку быстрее осваивают необходимые для этого навыка движения

Мнения педиатров и ортопедов на этот счет разняться: одни утверждают, что детки, использующие ходунки, начинают ходить раньше других, другие же врачи уверены в обратном.

В результате многочисленных жарких споров, обе стороны, сформулировали определенные правила относительно безопасного пользования ходунками:

- использовать ходунки не более 15-20 минут в день, за 3-4 подхода
- пользоваться ходунками только тогда, когда ребенок научится сам вставать и стоять
- ходунки должны быть отрегулированы так чтоб ребенок стоял, но ни в коем случае
не висел в "трусах". Стоял на полной стопе, сам. По сути, ходунки должны только
предохранять от падения.
- в ходунках можно быть только в правильных ортопедических ботинках на
первый шаг, по всем правилам подобранным.
- перед использованием ходунков посоветуйтесь с тем детским врачом, мнению и опыту которого доверяете. Он сможет дать совет, как именно стоит поступать в данном конкретном случае (учитывая индивидуальные особенности вашего малыша)
- увеличивайте время нахождения в ходунках постепенно. Начинать следует с 10-15 минут.
- покупая ходунки, отдавайте предпочтение максимально безопасным и устойчивым моделям - они не должны переворачиваться (например, если ребенок наклонится за игрушкой). Наиболее устойчивы модели с широким основанием и множеством колесиков, имеющие прямоугольную форму (по сравнению с круглой)

Ходунки для детей с ДЦПОтлично. Все хорошо, что в меру, тем более что мы говорили о здоровых. Но как же быть детям с опорно-двигательными нарушениями? Представьте только, сколько возможностей открываются перед ребенком в ходунках. Он может (САМ!) добраться - вооон до того заветного шкафчика. Может, наконец, побыть маминым хвостиком. Может дойти до телефона и ответить на звонок.

Технология социальной реабилитации гласит, что ключевые критерии выживания в обществе включают способности индивида ориентироваться в окружающей обстановке, вести независимое существование, передвигаться, поддерживать социальные связи.
Так ведь это один в один (ну, кроме, может быть, независимого существования) пересекается с вышеуказанными «вкусностями», возникающими при использовании ходунков.

Рассмотрим более подробно наиболее важный круг обстоятельств, имеющих вес для неуспешной социализации:
1. Социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости

Ходунки расширяют границу физической независимости.

2. Социальная недостаточность из-за ограничения мобильности

Ходунки позволяют передвигаться. Да, в автобус не заберешься, в метро и по ступенькам не спустишься, но домашняя мобильность имеет место быть.

3. Социальная недостаточность из-за ограничения способности заниматься обычной деятельностью.

Если деятельность в пределах дома – то ходунки тут просто незаменимы. И пол подмести, и руки помыть, и компьютер включить – до всего можно добраться.

4. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к получению образования.

А добравшись до компьютера можно учиться дистанционно.

5 Социальная недостаточность из-за ограничения способности к профессиональной деятельности.

Выучившись, к примеру, какой-либо операции на компьютере, можно осуществлять надомные работы.

6 Социальная недостаточность из-за ограничения экономической самостоятельности

Из того же источника получать деньги на жизнь.

Разумеется, не все так однозначно. У каждого свои сложности и ходунки не панацея. Но все же способность передвигаться вертикально и самостоятельно, пусть даже и в пределах собственного дома – очень и очень немало, согласитесь.

Ходунки для детей с ДЦПА теперь вернемся к «вредностям» ходунков.

Одна из самых больших ошибок в реабилитации детей с ДЦП - это попытка перепрыгивать через какие-то этапы в моторном развитии.

Не рекомендуется присаживать ребенка надолго, пока не появилась опорность на руки и на ноги. То же самое с вертикализацией и передвижением в ходунках.

Раннее использование данных технических средств реабилитации может способствовать развитию патологических мышечных синергий, появлению патологических установок. Вы ставите ребенка на ноги, если опорность на ноги еще не развита - он будет сгибать ноги в коленях, висеть в «трусах» ходунков и/или двигаться неправильно, т.е. назад или вбок, с раскачиванием или подволакиванием ног. В подобном случае, прежде чем ставить в ходунки необходимо развить мышечный стереотип правильного движения, для чего существуют специальные тренажеры. 

Итак, если есть настойчивость, стремление на систематическое совершенствование самостоятельного передвижения– лучше обойтись без ходунков. Если вы все же решили что ходунки необходимы, следуйте вышеперечисленным правилам относительно безопасного пользования ходунками.

Обсудить на форуме

Вертикализаторы Вертикализаторы


Коляски для детей с ДЦП Коляски для детей с ДЦП

Опоры для сидения Опоры для сидения

Статьи технические средства реабилитации Статьи


Голосуйте

Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет -  ресурсов

 

Рекомендуем

Коляски для детей с ДЦП
Вертикализаторы

Опоры для ползания

 

Рекомендации по обеспечению ТСР детей с двигательными нарушениями

 

до 2 лет
от 2 до 4 лет
от 4 до 6 лет
от 6 до 12 лет
от 12 до 16 лет