Технические средства реабилитации для детей с ДЦП » Статьи » Использование опор

Использование опор

Опора для ползания Основная цель реабилитации стимулировать и улучшить способность ребенка двигаться и действовать по возможности более естественно.

Большее количество естественных движений не может быть получено, если ребенок остается только в нескольких положениях и ограничен в движениях или двигается неправильно.

Использование опор вызвано необходимостью помочь ребенку изменить свои аномальные позы и стереотипы движения так, чтобы он смог комфортно адаптироваться к окружающей обстановке и совершенствовать свои жизненные навыки.

Постуральный (мышечный) тонус каждого ребенка изменчив не только по отношению к виду деятельности и настроению, но так же изменчив в ответ на то, как правильно ведут ребенка. Первой ступенью достижения функциональной активности является задача снижения спастики ребенка, а у детей с атетоидной формой приобрести некоторый контроль над своим положением и движением.

Здоровый ребенок двигается во всех направлениях и исследует окружающую обстановку.Ребенок ползетНа ранней стадии он исследует самого себя. Он пинается, берет пальцы ног в рот, играет ручками и пальчиками, тыкает пальцами в свою еду, берет в рот все предметы подряд. Без большой помощи со стороны и вполне естественно он продвигается от одной ступени развития к другой. Каждый новый навык подготавливает ребенка к преодолению нового, который будет сложнее по задаче, но востребован по жизни.

Ребенок с ДЦП также растет и развивается, но его паттерны роста и развития задерживаются или приостанавливаются на определенном этапе. Мозг контролирует все движения, поэтому, когда повреждена одна часть головного мозга, как при ДЦП, контроль нарушается, что приводит к двигательным дисфункциям. В каждом отдельном случае ребенок проходит свой индивидуальный курс, который подбирается по его потребностям. Ребенок, например, может легче двигать нижними конечностями, чем верхними, или наоборот. Это влияет на его развитие.

Иногда несколько этапов развития пропущены. Если, например, ребенок не может лежать на животике, поднимать голову, опираться на руки, он не научится применять работу нужных мышц шеи и спины для положения сидя или даже стоя. Пробелы также могут влиять на управление дыханием или речью. Для начального этапа работы с ребенком с такой патологией потребуется пронационная опора в виде наклонной подушки, полужесткая, имеющая абдукционный блок и крепежные ремни. Привыкание чувствовать перенос центра тяжести к ногам может быть сначала пугающим для ребенка. Поэтому рекомендуется постепенно увеличивать высоту бортика от груди до пола, начиная от опоры на локти (Лисичка), а затем поднимаясь до вытянутых рук (регулируемый угол наклона Волчок).

Для смены позы полезным будет усадить ребенка в сидение с наклонной спинкой, абдуктором, крепежными ремнями, подголовником, где желательно устанавливать угол наклона с постепенным выведением ребенка из горизонтального положения до наклона спинки в 45 градусов(Слоник детям до 4 лет, далее – Медвежонок с наклонной спинкой).

Если ребенок работает одной стороной тела больше, чем другой, например, переворачивается всегда только на одну сторону, то его тело не разовьется симметрично. Это приведет к трудностям в развитии равновесия, координации глаз-рука, навыкам восприятия и движения, что в свою очередь приведет к развитию контрактур, деформаций и вывихов бедра.

Для первичного этапа самообследования, когда ребенок с тяжелой формой ДЦП способен привести руки к центральной линии глаз и соединить их, а также закрепления навыка переворачиваться в различные стороны и вырабатывать симметрию, используется опора для положения ребенка на боку, Диванчик. Эта опора имеет также важную функцию – нейтрализовать силу тяжести, которая может стянуть туловище в неправильное положение. Опора комфортна и многие дети легко адаптируются в ней.

Для детей, которые могут удерживать голову и активизируют только одну сторону, рекомендуются опоры с симметричной фиксацией, где нагрузка дается равномерно, а спинка сидения может быть отклонена назад (Медвежонок). Одновременно проводятся активные занятия на стимуляцию движений той стороны тела, которая пассивна.

Дети с очень высоким мышечным тонусом и установившимися разгибательными рефлексами могут быть усажены в опору с абдукционно-флексорной укладкой с полной фиксацией поясничного отдела, обеспечивая довольно устойчивое положение сидя, где гасится патологический разгибательный рефлекс. Это положение обеспечивает основу функционального движения и во многих случаях снижает тонус после того, как они некоторое время посидели с опорой. Система разработана специально для детей с высоким тонусом мышц и должна быть включена в программу 24-часовой позиционной терапии. Для детей с такими рефлексами необходимо подбирать опоры, которые имеют укладку позы эмбриона (Антошка: для детей от 1года до 12лет) При заказе обязательно оговаривается площадь сидения для ребенка со сложенными по-турецки ногами.

В возрасте старше 4 лет подбирается опора со спинкой и согнутыми коленями. Спинка должна быть выше головы ребенка, например, Иришка, но заказывается приподнятая передняя часть сидушки с абдуктором, что обеспечивает абдукционно-флексорную укладку. Столик создает дополнительную опору рукам. Опора полностью регулируется и сконструирована для выведения ребенка в правильное положение постепенно и поэтапно. Иришка (прямая спинка) или Медвежонок (наклонная спинка) обеспечивает опору для положения ребенка, которое он сам не может контролировать, но дает свободное построение двигательных функций в других видах деятельности.

У детей с ДЦП с высоким мышечным тонусом путем создания различных положений меняется тонус: положение сидя тормозит патологический рефлекс и обеспечивает нормальные двигательные паттерны. У детей с низким тонусом создается положение, улучшающее нормальную ответную реакцию на весовую нагрузку, что усиливает мышечный тонус. Если ребенок может вставать только за счет напряжения ног, он будет стоять на носочках и со временем его ножки станут еще напряженнее. Он сможет также перемещаться по полу на животе, подтягиваясь на руках, что со временем приведет к тому, что руки в локтях очень долго будут согнутыми. Позже ребенок может испытать трудность при выпрямлении рук и дотягивании до предметов.

В любом фиксированном положении ребенка необходимо следить за работой рук, так чтобы смочь в будущем с прямыми руками подняться с пола и встать. Все эти факторы необходимо помнить, когда проводится осмотр каждого ребенка. Нам необходимо заглядывать вперед, чтобы увидеть, какие наиболее существенные движения требуются в будущем, и стремиться их достичь.

Каждый ребенок, несмотря на тяжесть и различия патологий, нуждается в многообразии движений и поз в течение всего дня!

Для того чтобы на раннем этапе скорректировать или сразу сформировать правильное симметричное положение ребенка стоя, используются опорные рамы, вертикализаторы. Если ребенок делает попытки удержать голову, плохо концентрирует взгляд, стоит на носочках при полной поддержке, ноги согнуты в коленях или наоборот имеется переразгибание в коленных суставах, руки нерабочие, но уже умеет лежать на животике с низкой опорой под грудью, то можно сделать попытку вертикализовать ребенка.

На начальном этапе полезной конструкцией может быть наклонная пронационная опора (Мишутка), которая имеет несколько положений поэтапного выведения ребенка в вертикальное положение.

Вертикальное положение дает ребенку много: увеличенная весовая нагрузка улучшает развитие костной структуры, дает возможность для познавательного восприятия предметов; сердце, легкие и системы тела функционируют намного эффективнее. Важно помнить, что правильное положение, к которому адаптируется маленький пациент, будет формировать основу всей осанки ребенка, развитие его скелетной структуры, что может значительно изменить его жизнь.

Для ребенка с гиперкинезами опора-вертикализатор с упором на грудь может подойти и зависит от возраста ребенка, возможности контроля головы и степени объема и тяжести движений. Если ребенок удерживает имитированную вертикально-наклонную позу, патологические рефлексы гасятся, одна рука может слегка вытягиваться вперед, другая зафиксирована, то поддержка ребенка с помощью вертикальной опоры и дополнительной адаптации столешницы даст хорошие результаты, способствует развитию других видов деятельности.

В некоторых случаях детям также помогают дополнительные ортопедические средства, типа: воротничок Шанца, утяжелители на руки, лангеты на руки и на локтевые суставы и другие.

Некоторым детям, особенно с гиперкинезами, которые не могут удерживать весовую пронационную или вертикальную нагрузку, подойдет вертикализатор с наклоном назад (Неваляшка). Опора также имеет несколько положений для выведения ребенка из горизонтального положения в вертикальное, крепежные ремни, абдуктор, фиксацию стоп. Необходимо помнить, что у детей с гиперкинезами руки должны быть сведены спереди или одна рука фиксироваться во время выполнения каких-либо заданий. Это положение дает возможность ребенку расслабиться, не беспокоиться о своей безопасности и сконцентрировать внимание на другом виде деятельности.

Если ребенок не может сам исследовать окружающий мир, то ему надо в этом помочь. Ему необходимо видеть, касаться, чувствовать, приобретать опыт различных ситуаций, начиная с того, что находится в шкафу, из чего сделано, до ориентации в пространстве. Во всех ситуациях и случаях ребенку необходимо помогать участвовать в этом по возможности всегда, потому что каждый ребенок способен что-то делать, даже самую малость, но мы обязаны дать ему понять, что он участник происходящего. Все это помогает развить у ребенка чувство самоуважения, ответственности и самостоятельности.

Хотя многие дети с ДЦП не могут выразить словами, что они ощущают, существует множество способов, как этого добиться. Важно, чтобы каждого ребенка стимулировали и учили быть активным участником жизненных ситуаций. Всех детей необходимо побуждать думать за себя, делать выбор и принимать решения, иметь и выражать свое мнение, решать проблемы (только при необходимости имея наставника), понимать нужды и желания окружающих людей. Ребенку следует дать возможность приобрести этот опыт (в разумных пределах) так, чтобы он мог развиваться как индивидуальность.

Одним из этапов обучения должен быть опыт поведения и общения с людьми. Навыки самостоятельности (одевание, умывание, еда, питье, туалет, личная гигиена) могут быть даны не всем детям и не в полном объеме. Их двигательные функции могут быть ограничены.

Для этой цели также может использоваться специальное вспомогательное оборудование, а именно сидение с сантехническим оснащением, на котором можно менять сидушку, слегка приподнимая ребенка спереди.

Такие приспособления не вызывают у пациента болей (при болезненной спастике, атрофии, мышечной дистрофии) при переноске, транспортировке, а также не заставляют применять максимум усилий ухаживающего за ним.

Если ребенок может сам удерживать свой вес, но стоит неуверенно, ванную и туалетную комнаты необходимо оборудовать поручнями, опорой для раковины, подставкой к унитазу, сидением или креслом в ванну для принятия водных процедур.

По мере приобретения ребенком навыков сидения, стояния и ходь­бы все большее внимание следует уделять тренировке реакций равно­весия, одновременно снижая роль рефлексозапрещающих позиций.

Несовершенство реакций равнове­сия и боязнь падения могут вы­звать патологические содружествен­ные движения и повышение мышеч­ного тонуса, но тем не менее уже в раннем возрасте следует посте­пенно ослаблять контроль через ключевые точки, позволяя ребенку корректировать равновесие и само­стоятельно выполнять движения.

При заметном перекресте ног и слабом самостоятельном контроле туловища, но при достаточно хорошем положении головы, ребенку можно назначать вертикальную опору Березка, которая регулируется по высоте и имеет столешницу и коленоупоры. Абдуктор позволяет удерживать положение ног в необходимом симметричном положении, при чем дополнительная весовая нагрузка на стопы, коленные суставы и тазобедренный пояс дает динамику устойчивой и правильной позы. На Березку выставляют постепенно, начиная с 10-15 минут и увеличивая время до 2 часов в день (утром и вечером по 1 часу). Необходимо обращать внимание на расположение пальцев стоп, избегать из подгибаний. Обычно дети стоят на Березке лангетах и орт обуви, что усиливает коррекцию стоп, и формирование их свода идет правильно.

Когда станет наблюдаться возможность ребенка поворачиваться за предметом, управлять руками, удерживать торс, можно сделать первую попытку оставить руки свободными, без опоры на локти. Для этого снимается столешница. Для ребенка это положение является новым, непривычным, поэтому необходимо обеспечить легкое удержание и сведение его рук спереди, заинтересовывая ребенка каким-либо видом деятельности. После закрепления этой позы ребенка можно начинать перемещать в вертикальном положении, к которому он привык, на мобильной Березке. Нами разработана модификация укороченной Березки для тех, кто удерживает уже торс, но не справляется с перекрестом ног самостоятельно.

После приобретения навыка самостоятельного контроля за положением туловища ребенок выставляется в ходунки-тренажер Петушок, но пока не мобильной. Это положение стоя является точно таким же, к какому ребенок привык, стоя на Березке.

Для начала можно также рекомендовать коленные ортезы, чтобы ребенок не подгибал и не переразгибал (в некоторых случаях) колени. Обучение ходьбе начинается с первого шага с полным проговариванием действия, причем специалист или родитель ведет ребенка сидя и сзади, постепенно перемещая его ноги и давая нагрузку на одну и на другую ногу. Вырабатывать навык ходьбы требует продолжительного времени, терпения и упорства.

После достигнутого результата можно делать попытку ставить ребенка на вспомогательное средство реабилитации – ходунки металлические на двух колесиках, трости четырех-опорные, трости обыкновенные, одна трость, и, наконец, свободные руки.


Обсудить на форуме

Вертикализаторы Вертикализаторы


Коляски для детей с ДЦП Коляски для детей с ДЦП

Опоры для сидения Опоры для сидения

Статьи технические средства реабилитации Статьи


Голосуйте

Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет -  ресурсов

 

Рекомендуем

Коляски для детей с ДЦП
Вертикализаторы

Опоры для ползания

 

Рекомендации по обеспечению ТСР детей с двигательными нарушениями

 

до 2 лет
от 2 до 4 лет
от 4 до 6 лет
от 6 до 12 лет
от 12 до 16 лет